Гарри Поттер и Орден Феникса



Что за орден, за какие такие заслуги и почему орден, а не медаль?

Из журнала «Total Film»

—Он вернулся… О Боже…

Прозрение министра

—Ну и как оно?

—Мокро…

Гарри о первом поцелуе

—Дьявол! Прошло уже больше часа! Становится скучновато!

Капитан Смоллетт

Лето на пятнадцатый День рождения Гарри распогодилось. Причём, даже слишком. Стоит такая неимоверная жара, что Поттеру хватает сил лишь на вялое сидение на качелях, да кошмарные сны, где раз за разом мастдайкается Седрик Диггори. А тут ещё этот урррод Дадли… Прямо скажем, что порой Гарри очень жалеет, что ему запрещено колдовать вне школы. А то поцапаться с племяшом можно в любой момент, а вот двинуть ему в репу – хренушки. Такому лосю двинешь, а потом сам будешь неделю в себя приходить. И поэтому Гарри просто ограничивается подколками, а Дадли ограничивается скрипом зубов, потому как он ещё не забыл свиного хвоста и ему как-то не слишком хочется приобрести какой-нибудь ещё интересный орган.

И вот в тот самый момент, когда белые от злобы родственники стояли друг напротив друга и испепеляли противника взглядом, мимо пролетали два демонтатора (так этих красавцев обозвали в мастерском переводе от великолепной конторы «Интерфильм. ру»). Тут глядь, два пацана симпатишных. Ну монстры и решили поужинать. Но по счастью Гарри никогда не расстаётся с волшебной палочкой (привычка), и он прогоняет обоих дементоров, одному ткнув палочкой в глаз, а другого пнув коленкой по миндалинам. Правда, Дадли после встречи с чудовищами окончательно приплющило и Гарри пришлось тащить его домой на себе.

А там уже ждёт неприятный сюрприз – письмо из Министерства магии, в котором сказано, что нерадивого борца с исчадиями ада и потенциального спасителя человечества отчислили из Хогвартса. «Не сцыте, — говорит письмо, — и не волнуйтесь. За вами уже выехали». И точно, не успел Гарри заснуть и снова с наслаждением погрузиться в мир ночных кошмаров, как к нему в комнату вломилась целая орава волшебников под предводительством Аластора Муди, заявившего, что они будут его спасать.

Муди: Тебя, кстати, пока не исключили.

Гарри: А как же письмо?

Муди: Они передумали. Там прилетал наш ненаглядный Дамблдорчик, чуть-чуть побуянил и они решили подождать с отчислением до официального слушания. А пока поживёшь у нас в штаб-квартире, на хате твоего дяди.

С таким напутствием маги, презрев примерно двести шестьдесят пять правил о скрытности и незаметности, на глазах у маглов пролетели через центр Лондона на площадь Гриммо, дом 12, где и обретается организация по борьбе с Волдемортом Орден Феникса (кто не в курсе, поясняю. Феникс – любимая птица Дамблдора, одна у него даже живёт. Дамблдор – самый серьёзный противник Тёмного Мага и лидер организации. Потому такое название).

От Сириуса и компании (Рон с Гермионой, ясень пень, уже тут), Гарри получает порцию новостей на пятую часть. Оказывается, увы и ах, Дамблдору с Поттером никто не поверил. Все решили, что дедуля просто спятил, в его-то годы. А министр магии Корнелиус Фадж пошёл и того дальше, решил что Дамблдор собирает армию с целью захватить власть. Тут сразу же становится ясно у кого на самом деле не лады с головой.

В школе (Поттера, понятно, оправдали) картина примерно та же. Ученики в разброде. Одни считают, что Гарри подло воспользовался неадекватностью старичка и запудрил ему мозги, а другие – что оба правы и пора писать завещания. Но это всё цветочки, потому что новым преподавателем по ЗТИ Министерство прислало стервозную и до тошноты правильную Долорес Амбридж (Имельда Стонтон), которой полностью развязало руки и та начала понемногу прибирать к рукам власть в школе и издавать всяческие идиотские приказы (ну там, не целоваться в коридорах, не бегать на переменах, носить форму – а это, между прочим, ещё Куарон отменил), которые чем дальше, тем больше скатываются в маразм. Более того, Амбридж считает, что на её уроках не надо колдовать и что вполне хватит теории.

Видя какая фигня творится в любимой школе, Гарри создаёт тайный клуб под названием «Армия Дамблдора», где начинает учить всех желающих полезным заклинаниям и приёмчикам. А то Волдеморт, понимаешь, воскрес, а ребята не готовы. Не порядок! Желающих оказалось полно, так что вскоре клуб перерос в настоящую подпольную организацию.

А у новоявленного преподавателя проблем по горло. Многие ученики за упорные россказни о Воланчике его тихо ненавидят (а некоторые ненавидят даже громко), Амбридж постоянно подвергает истязаниям, а Хагрид, когда он так нужен, куда-то запропал. Да и влюблённость в Чжоу никто не отменял. Только та всё время стонет, что её ненаглядный Эдвард… то есть Седрик её подло кинул променяв на какую-то козу с немытыми волосами, и по этому поводу постоянно рыдает в три ручья. Даже когда Гарри её целует, а это, знаете ли, далеко не самые приятные ощущения – захлебнуться во время поцелуя. Ну и в довершении всего в мозгах Гарри начинает копаться Волдеморт, что окончательно выбивает Поттера из колеи.

***

После первого просмотра в кинотеатре, «Гарри Поттер и Ордин Феникса» понравился мне практически полностью. Поскольку четвертая часть мне тогда казалась верхом дебилизма, данная картина выглядела просто шедевром. Но, как выяснилось, причина была в том, что я весьма приблизительно помнил книгу и мне казалось, что её экранизировали толково. И точно, стоило перечитать роман, как все огрехи экранизации, активно расталкивая друг друга, вылезли на свет божий.

Главный минус постановки – отрывочность действия. Во всех предыдущих частях сценарии, написанные Стивом Клоувзом, брали центральную линию и всё, что к ней относится, а остальное выкидывали за ненадобностью. Тут же Клоувз ушёл в отпуск и на его место временно взяли некоего Майкла Голденберга. Этот кадр пошёл по совершенно другому пути: он взял понемногу практически от каждой сюжетной линии, а так как фильм не резиновый почти все пришлось бросать на пол дороге. Мало того, эти огузки ещё и нехило переработаны, что от книги вообще ничего не оставляет. Таким образом из фильма не ясно практически ничего. Ни про дом Сириуса, ни про его семью, ни про домовика, ни про великанов, ни про Дурслей. Мало-мальски полно развили только линию Амбридж, зато вместо неё выкинули финал отношений Гарри с Чжоу. В фильме просто не говорится почему они расстались, а догадаться можно совсем не о том, что есть на самом деле. Такой подход фильм практически полностью угробил, потому что те, кто книгу не читал, а историю очкарика отслеживает по фильмам не фига из происходящего не поймёт, а фанаты Поттера будут долго плеваться во все стороны, что и имеет место быть.

Мало того, весь фильм непроходимо скучный. Такое ощущение, что для большинства участвующих в процессе это просто обязаловка и они только и думают как бы побыстрее отработать смену и отправиться в трейлер. Немного фильм раскачивается только к финалу, когда начинается действительно бодрый экшен, но до финала надо ещё досидеть.

Наконец, авторы показали полное пренебрежения к миру Роулинг. Орденоносцы летают на мётлах в метре от забитого маглами парохода (ох и намучаются же парни из Министерства!), хотя минуту назад говорили о скрытности и осторожности, магия творится от удара посоха по асфальту, а для полётов, оказывается, совсем не нужны мётлы (напомню, что в книге без подручных средств маг летать не мог, для этого требовались очень тёмные знания. Единственный, кто в седьмой части внезапно проявил такие способности – Волдеморт).

Таким образом чего-то действительно хорошего остаётся крайне мало. Во-первых, конечно же, экшен, который вне зависимости от сценария всегда на высоте. Во-вторых, момент пресловутого первого поцелуя, про который не писали только очень ленивые издания. Эпизод получился что надо, а главное Рэдклифф его не запорол. А в-третьих, двое очень забавных персонажей – Амбридж и скубентка Луна Лавгуд (многие почему-то называют её Полумна, но она именно Луна. С ударением на «у»). Первую играет весьма известная в Англии телевизионная актриса Имельда Стонтон. Играет, надо признаться, просто роскошно. Хотя, как водится, в книге Амбридж несколько иначе выглядит, Стонтон передала главное: тошнотворную «правильность», неуёмную жестокость и настоящий сволочизм приспешницы министра. Это такая мразь, что придушить её, кажется, захотел бы сам Волдеморт. Словами описать это достаточно сложно, что вытворяет Стонтон надо просто видеть. А Луну играет Эванна Линч, насколько я помню, родственница того самого Линча. И это достойное пополнение в ряду кинофриков. Конечно, книжная Луна просто всем фрикам фрик (что касается и внешности), но симпатичная Линч сыграла несколько другую Лавгуд: трогательную, невозмутимую как сфинкс и при этом очень душевную и добрую. Ещё из актёров стоит выделить примкнувшего в прошлой серии Ральфа Файнса, который снова во всю оттягивается, задвигая далеко на задний план всех Рэдклиффов и Хелену Бонэм Картер в роли Белатриссы Лестрейндж, которая появилась буквально в паре маленьких эпизодов и тоже откровенно веселилась. Больше вспомнить некого. Даже драматический эпизод с Сириусом провален по всем фронтам.

Резюмирую. Практически в каждой негативной рецензии принято ругать постановщика Дэвида Йетса, пришедшего в «Поттериану» с телевидения. Однако, на мой взгляд, Йетс стал заложником откровенно идиотского сценария, потому что за хорошие эпизоды хвалить надо определённо не только актёров. Однако, хотелось бы чтобы дальше сериал выбирался из этого болота. Потому что снять такое после двух подряд мощнейших картин, это уж я извиняюсь, признак криворукости.

P.S. Фильм выпущен в двух вариантах. Один — традиционное двухдисковое издание, второй – кривая «скороспелка» с не отключаемыми русскими субтитрами в пол-экрана. Причём эти субтитры ещё и тотально не совпадают с дубляжом. Остерегайтесь сделанных жопой дисков!

ОЦЕНКИ:

Актёрская игра: 4-

Режиссёрская работа: 4

Сценарий: 2

Зрелищность: 4+

Краткое резюме: скучновато

Нужно ли смотреть: в принципе можно



Оставьте Комментарий