Все помнят как острогрудые челны конкистадоров причалили к берегам Южной Америки и погнали стада ошалевших индейцев к закату их цивилизации. Как голозадое и немытое местное население побрякивало откуда-то взявшимися золотыми украшениями. И как поэтому все решили, что непременно существует Золотая страна – Эльдорадо, преднозначенная обогатить испанскую корону. В это время и разворачивается действие фильма великого Вернера Херцога “Агирре. Гнев божий”.
На поиски вожделенной земли подвязался отважный Гонсало Писсаро, возглавивший отряд золотоискателей в лице испанских солдат и индейцев-рабов. Преодолев перевал через Анды и оказавшись посреди непроходимых болот, Писсаро решает разделить неуклюжий своей численностью отряд и посылает группу людей вниз по течению реки искать счастье самостоятельно.
До сих пор зритель видел практически No comment – репортаж с канала euronews. Движется марш испанских солдат в проржавевших доспехах Нового времени сквозь зловещие джунгли и в таких нечеловеческих условиях демонстрирует европейское благородство – женщины в паланкинах, рабы в парадного вида национальных одеждах, священник как источник духовной опоры. Камера движется в такт монотонной “процессии”, так что складывается ощущение, что это ты прорубаешь тесаком лианы, потеешь закованный в латы и не успеваешь отмахиваться от москитов.
Отряд конкистадоров под руководством Гонсало Писсаро – символ государства, направляемого сильной личностью. Медленно, но верно рулевой ведёт свой корабль вперёд. Это трудно, но харизма лидера, слаженность команды, осознание цели делают своё дело.
C того момента, как Писсаро выделяет из отряда группу и назначает её командиром благородного Педро де Урсуа, а в помощники ему даёт Лопе де Агирре (Клаус Кински) компания обречена на поражение. Люди, руководимые благородным, но лишённым лидерских качеств Урсуа, «теряют» почву под ногами, пересаживаются на плоты, управляемые индейцами, и пускаются вниз по течению никому не известной реки в неизвестном направлении за никем не виденными сокровищами.
Ширина охвата творческого видения Вернера Херцога находит в реальной истории о конкистадорах межкультурную и общеисторическую составляющую. Всякий раз, когда предпринималась попытка вывести цивилизацию из тупика (болота амазонии) путём разделения ради эффективного управления (отряд Писсаро – отряд Урсуа) – она оканчивалась крахом. Раздел Римской империи на Западную и Восточную служит тому наглядным примером. Причём, по моему мнению, именно этот пример является верным, потому что Херцог представляет собой прогрессивного европейца (а там уже х/з, что ему в голову взбрело). Но Херцог ещё и немец, начавший снимать кино в начале второй половины XX в. в Германии, поделённой на два лагеря. Так что аналогия судьбы описываемой экспедиции с судьбой германского народа в XX в. напрашивается сама собой. И чем дальше следовать за сюжетной линией, тем эта аналогия всё более очевидна.
Педро де Урсуа лишен качеств лидера, но не лишён благоразумия, и после первого предзнаменования недоброго исхода, когда плот с несколькими людьми попадает в водоворот и гибнет, не способный сопротивляться атакам индейцев, обстреливавших их с берега, решает повернуть обратно. Однако люди не желают бросать начатое и, воспользовавшись всеобщим негодованием, Агирре поднимает мятеж, тяжело ранит Урсуа (потом его убивают во время кульминации фильма), назначает с помощью священника оппозиционного короля, сколачивает новые плоты и вновь гонит отряд по воле волн к мифическому счастью.
Попытка серьёзных перемен в германском обществе была предпринята революционерами в 1918 г . (попытка Урсуа повернуть), но захлебнулась под натиском реакционных сил (мятеж Агирре). Что продлило жизнь на ладан дышащему кайзеру (назначенный лжекороль), привело в 1933 г . к краху Веймарской республики и торжеству национал социалистов, Второй мировой войне и страшному поражению Германии (не будем предвосхищать события фильма).
Пока зрителю не известно, какую цель преследует Агирре. Видно только, что он обладает невероятной харизмой и имеет гипнотическое воздействием на массу людей в своём отряде. На этом месте нашего анализа впору вспомнить работы начала двадцатого века, перевернувшие всё дальнейшее развитие философской и психологической мысли: «Восстание масс» Ортего Игассета, «Психология масс и анализ собственного Я» З. Фрейда, «Психология масс и фашизм» В. Райха. Однако не будем останавливаться на выявлении либидозных связей между сеньором Лопе де Агирре и его подчиненными и мракобесных тенденций в отряде. Ведь помимо всего прочего видно, что предатель кособок, а это значит – Фюрер скоро возглавит свой народ. И так и происходит. Без конца жрущий и срущий «король» (а примерно таким куском последний кайзер Германии и был) всех достаёт и находится валяющимся в луже дерьма с маленькой индейской стрелой в шее. Руки Агирре развязаны, наступил 33-й год.
Корабль дураков (кадры плота, несущего конкистадоров, цитируют картину И. Босха «Корабль дураков») проплывает мимо пышноцветущих райских дерев амазонии – исконной вотчины местного (хотя и голозадого, но до сих пор успешно совершавшего диверсионные вылазки) населения. Это население отстало, неспособно к самоуправлению. Оно даже более ущербно, чем мавр, которого отряд использует для отпугивания индейцев. Такой край должен находиться в руках людей более совершенных.
Параллель с расовой идеей третьего рейха очевидна. Нападение отряда на индейцев-каннибалов, обзывающихся с берега «мясом», указывает на экспансионистские действия по развязыванию войны. Интересней тот факт, что в «Агирре. Гнев божий» ни райские кущи, ни пробравшиеся на корабль грызуны, ни индейцы не изображают добрую природу, противостоящую вторжению зла. Всё это – реальный жестокий мир, в котором каждый пытается выжить, но для существования в котором необходимо соблюдать правила, иначе он тебя поглотит. Поэтому, когда мы в начале фильма видим плоты, управляемые индейцами, то понимаем, что судьба экспедиции не находится в её руках, что всё будет решаться по другим законам.
Атака на каннибалов не принесла отряду ни провизии, ни золота, а только новые жертвы отравленных стрел. И пусть полного поражения отряд Агирре не потерпел, становится ясно, что затаившиеся в лесах аборигены дождутся своего часа (главным образом это провалившийся блицкриг и зимняя компания в СССР).
Люди начинают роптать. Летят головы казнённых за подстрекательство к смене курса (идеологические враги). Агирре провозглашает себя гневом божьим и сулит невиданные блага тем, кто пойдёт за ним и смерть ослушавшимся. В собственном монологе он говорит, что воспользовался идеей Золотой страны только для того, чтобы сплотить презираемый народ для удовлетворения нарциссически-садистских потребностей во власти.
Но никакие карательные меры уже не способны помочь. Последние члены отряда гибнут от вражеских стрел, но Агирре не внемлет их увещеваниям о поражении и продолжает строить планы по завоеванию континента, построению идеального государства и созданию инцестуозной династии со своей дочерью до тех пор, пока не остаётся на плоту один, в окружении толп обезьян, поглотивших всё окружающее пространство.
Адольф Гитлер за несколько часов до взятия Рейхстага строил планы по отражению натиска союзников, захвату европейского континента и построению империи сверх-людей, что замечательно показано в к/ф Оливера Хиршбигиля «Бункер».
Фильм Вернера Херцога «Агирре. Гнев Божий» поражает не только своим мощным культурно-цивилизационным подтекстом. Отображение нравов эпохи, социальных взаимосвязей, гендерных ролей и взаимоотношений, психологизма ситуации отличается максимальной аутентичностью, а гениальная игра Клауса Кински имеет практически гипнотическое воздействие на зрителя. Увидеть что-то своё в этом фильме сможет и высоколобый искусствовед и простой кинолюбитель.
Автор: Киношник
0