Важное дополнение
Курящий одну сигарету за другой парень Тайлер не может смириться со смертью брата, который повесился в 22. Однажды он ввязывается в уличную драку и попадает за решетку. Друг советует ему сходить на пару свиданий с дочерью сержанта полиции, который его арестовал, – чтобы потом дочь попросила папу закрыть дело. Все планы путает, понятно, любовь. За тысячи лет человеческой истории многие авторы внесли свою лепту в многосоставное определение любви. У фильма “Помни меня” все равно нашлось важное дополнение.
От фильма Аллена Култера – режиссера сериалов (“Рим”, “Клан Сопрано”, “Секс в большом городе”), кажется, никто ничего не ждал, кроме армии поклонниц Роберта Паттинсона. Тем сильнее оказалось потрясение.
Сдержать себя и цинично отмахнуться от “Помни меня” получится только у людей с бронированным сердцем. Остальных фильм вгонит в пол, когда грянет неожиданная концовка (кто видел – не рассказывайте, пожалуйста, никому пока).
Сюжет фильма, если его описывать, кажется стандартным и довольно дурацким. В дцатый раз парень “приударяет” за девушкой, чтобы использовать ее в своих интересах – и влюбляется. Его отец – холодный бизнесмен и эмоционально отталкивает детей. Парень вечно подавлен и пьян после смерти брата, а девушка в детстве потеряла мать – у них так много общего.
В первый час кажется, что “Помни меня” в значительной части построен на жанровых клише. Так, в общем, и есть – только работают в нем эти клише не по законам жанра.
Любовная история вместо слащавой романтики в стиле “сделаем-как-в”Сумерках” неожиданно оказывается скорее духовной связью двух странных людей, изрубцованных потерями. В их встрече, как потом окажется, было что-то предопределенное и мистическое.
Тайлер вместо того, чтобы налаживать отношения с отцом, как выяснится, действовал из иных – куда более значимых – побуждений. Его страдания из-за смерти брата удивляют глубиной строк, которые он пишет в своей тетрадке, сидя в их любимом кафе на Уолл Стрит.
Роберт Патиссон, конечно, пошел легким путем, выбрав роль, в которой он должен предстать фактически тем же эмо-вампиром Эдвардом – только без клыков и инфернального флера. Его страдальческая мина в кадре порой обескураживает: нагнетаемая эмоциональность действует на грани фальши – и иногда переходит эту грань.
Лучше всего Паттинсон выглядит, когда пытается равняться на другого Тайлера (Брэд Питт в “Бойцовском клубе”): веселится, дурачится, издевается над секретаршей в отцовском офисе (момент с вазой-пепельницей). Но сама эта роль прописана так, чтобы у нас было как можно больше возможностей пожалеть бедняжку Тайлера-Паттинсона – и это скорее злит.
Однако сам Паттинсон, видно – выкладывается по полной, и результат превосходит ожидания. В отдельные моменты его игра заставляет забыть о том, что на экране – красавчик-”Эдвард”, от вида которого у миллионов девушек бежит по телу приятная дрожь – и увидеть в нем простого парня, чей брат повесился в двадцать два, и у него все внутри переворачивается, когда он об этом думает.
Пройдет время, и Паттинсон, как сейчас ДиКаприо, будет старательно избавляться от приторного красавца печального образа, в которого его превращают “Сумерки” и поклонницы. Будем ждать от него сильных драматических ролей: работа парня в “Помни меня” заставляет в него верить.
Зато партнерша Роберта по экрану – звездочка сериала “Остаться в живых” Эмили де Рэйвин – в “Помни меня” отлично разбавляет унылую тоску Тайлера. Если он – блюз, то ее Элли – веселая, живенькая, с потрясающими девичьими формами – вдыхает джаз в этот фильм, задавая истории во все моменты своего присутствия на экране, даже драматические, яркий и насмешливый тон.
Молодежь в кадре поддерживают настоящие мэтры – Пирс Броснан и Крис Купер – играющие отцов Роберта и Элли. Их игра традиционно – высокий стандарт, однако Броснан сумел удивить просто-таки ощутимой, зримой переменой: его герой, весь фильм “холодный, как айсберг в океане”, в финале на глазах оттаивает и начинает излучать тепло. Крис Купер сыграл очередного своего сурового бойца – впечатляюще, но ровно.
Под стать мощному впечатлению от фильма – трогательный душевный саундтрек, ответственный за который Марсело Зарвос заслуживает отдельного упоминания. Его пианино заставляет расчувствоваться – еще задолго до грандиозного финала, выбивающего почву из-под ног.
“Ганди говорил, что все, что ты сделаешь в мире, будет незначительным. Но ты все равно должен это сделать, потому что больше никто этого не сделает,” – пишет Тайлер в своей тетрадке, сидя в кафе, где они часто завтракали с братом. “Помни меня” был бы, наверное, не замечен совсем без Роберта Паттинсона – но и с ним в ряду десятков фильмов нынешнего года окажется незначительным.
Но с нами, кажется, еще никто не говорил на языке кино с такой всепроникающей пронзительностью – о потерях. Несмотря на все клише, красавчика Паттинсона, в “Помни меня” совершенно искренней и настоящей показана любовь. Причем не только и не столько любовь Роберта к Элли – а его любовь к другой девушке: которая намного ниже Элли ростом и у которой с Тайлером одна ДНК.
О любви наговорили уже много, но есть важное дополнение, которое вносит эта грустная и неторопливая картина. Тот, кто тебя любит, будет всегда тебя защищать: от отца, от дурацких одноклассниц, от тебя самой и вообще – от всего, что ранит. Будет тебя защищать, как умеет – приняв на себя все подлое, равнодушное и несправедливое – потому что любит.
Помни о нем.
German
2 года тому назад
Сотня деталей.
Этот фильм нельзя рассматривать как обычные драмы. Не стоит бояться приторных историй и “бабских соплей”. Просто сядьте и посмотрите его. Сюжет вас затянет с первых минут. И в нём нет никакой загадки или эпичности. “Помни меня” притягивает зрителей благодаря своей душевности. Сдесь нет никаких вымыслов. Это просто сборник жизненных ситуаций происходивших со многими людьми. Богатые родители, не уделяющие внимания ребёнку; жестокость среди маленьких детей; обычный спор, который доводит до любви – всё это мы видели в доброй сотне фильмов. Но сдесь это показывается по другому.
Десятки эмоций.
“Помни меня” нельзя описать одним словом. Даже больше: фильм вообще практически невозможно описать. Пережитые, во время фильма, мною эмоции, можно разве что сравнить с просмотром “Реквиема по мечте”, да и то вы не почувствуете всей картины. По окончании картины у вас будет ощущение, что вы потеряли что-то близкое. Сценаристы используют весьма известный трюк “привязывания” зрителя к персонажу (нечто похожее было в “Хатико”). И этот трюк срабатывает.
Тысячи воспоминаний.
Как я сказал ранее, “Помни меня” – это сборник ситуаций из жизней обычных людей. Поэтому в фильме довольно легко найти для себя что-то родное и близкое душе. У всех бывали в жизни негативные ситуации. Эта картина позволяет посмотреть на них со стороны, под другим углом. И либо это вас заставит улыбнуться, либо растрогает до слёз.
9 из 10.
“Помни меня” – это очень романтичная история. И она не даст заскучать никому.
P.S.
Не стоит искать в фильме потайной смысл. Смысл есть, но не потайной, он высказывается в монологах главного героя.