Обзор отсмотренных фильмов. Часть 2
1. «Необыкновенные приключения Адель Блан-Сек». Дело было во Франции, примерно в начале ХХ века. Некий старенький учёный всю жизнь пытался доказать существование жизни после смерти, изучал всяческие научные труды и разучивал магические заклинания. И вот однажды он провёл крайне интересный эксперимент и ему удалось невероятное: оживить на расстоянии находящегося в яйце 132 миллиона лет птеродактиля. Тот, понятное дело, тут же вылетел из музея на волю и принялся наводить ужас на добропорядочных граждан. Параллельно идёт линия французской авантюристки и расхитительницы гробниц Адель Блан-Сек. Данная дама ищет в Египте мумию некоего придворного лекаря Рамсеса II с целью привезти её тому самому пожилому профессору, чтобы он мумию оживил. Дело в том, что у девушки есть сестра, которая из-за несчастного случая парализована вот уже четыре года, а поскольку древнеегипетская медицина была намного продвинутее нашей, Адель справедливо полагает, что лекарь сможет девушку вернуть к жизни.
Это, друзья мои, новый фильм Люка Бессона, премьера которого состоялась на последнем ММКФ, где Бессоныч был председателем. По трейлеру это картина детская, что изначально вселяло одни лишь опасения, потому что известно какие замечательные детские картины снимает Люк. Однако, по факту, оказалось, что режиссёр неожиданно выстрелил вполне себе цельным произведением, с крепеньким сценарием, смешными шутками и качественными спецэффектами (ну только что птеродактиль паршивенький). Как будто и не было тех лет после «Пятого элемента» и всяких «Дансеров» и «Артуров». Правда, стоит упомянуть, что картина предназначена скорее для взрослых детей, либо для детишек, чьи родители никогда не обращают внимания на всякие там дурацкие рейтинги. Потому что юмор у фильмы местами весьма фриволен, присутствует ряд чёрноюморных шуток, да и тема сисек раскрыта. Особенно хочется выделить добротную актёрскую игру, а в частности Мари Буржуа, сыгравшую Адель, и Матье Альмарика непонятно в какой роли, но кажись сыграл он как всегда отлично. Похоже, что Бессон наконец-то перестал кушать наркоту.
2. «Турнир на выживание». Как всегда, неблагополучное будущее и мегакорпорации, ни в грош не ставящие человеские жизни. Главами таких мегакорпораций устроен новый вид развлечения. Ну, новый он, понятно, только у них в будущем, а мы такие развлечения видели уже раз двадцать. Суть проста как три копейки: в каком-нибудь заштатном городишке собирают кучу профессиональных убийц и они должны за определённое время замочить друг друга максимально эффектным способом. Последний выживыший получает большие деньги. И тут вдруг новость: на турнир приезжает легендарный чёрный боец, который уже укокошил целую прорву граждан и выиграл ажно два турнира. Негру сообщили, что сюда же заявится и убийца его жены, так что здоровяк сможет отомстить. Но по ходу турнира неожиданно в команду убийц затесался сильно пьющий священник. Дело в том, что один из убийц выковырял из себя чип и зашвырнул его в чашку с кофе, который пил святой отец. И теперь ему надо постараться выжить.
Фильмов про некие соревнования, где для победы надо замочить всех своих соперников, снято немало. Самым первым был «Mortal Kombat», а потом уже пошло-поехало. Ясень пень, ничем эксраординарным такие картины похвастаться не могут, так как во всех них происходит ровно одно и то же, причём сюжет просчитывается с первых же минут. «Турнир на выживание» (в оригинале – просто «Турнир») никаких откровений не принёс. Всё то же и всё те же. Однако, это вовсе не значит, что фильм плохой. Как ни странно, но фильм как раз хороший. Потому что в нём играет целая толпа отличных актёров (в частности Роберт Карлайл и Винг Реймс) и к тому же в ленте очень грамотно поставлен экшен, что прям-таки удивительно для низкобюджетной постановки, вышедшей сразу на ДВД. И самое главное – в фильме нет никаких сглаживаний. Кровища льётся реками, народ рвут на куски, а случайных прохожих сшибают как кегли, даже не оглядываясь. Так что при совершенно тупом сюжете (каждый поворот которого, впрочем, подаётся словно вы только что увидели откровение) картина выгодно отличается от сонма коллег. Как боевик – на твёрдую четвёрку. И даже без минусов. Но, только как боевик.
3. «Воины света». И снова мрачное будущее. В результате неудачного научного эксперимента на волю вырывается жуткий вирус и превращает всех людей в вампиров. Однако, человечество за очень короткий период приспособилось к новому способу существования. Теперь вампиры правят всем, занимают все должности и посты, а люди стали изгоями. Большинство из них содержатся в специальных инкубаторах а-ля «Матрица», которые потихоньку подкармливают человеков, а в замен выкачивают из них кровь на пропитание упырям. Параллельно учёные работают над разработкой кровезаменителя, чтобы перестать зависеть от людей, но пока что-то не ладится. И вдруг доноры неожиданно начинают помирать по загадочным причинам. Крови катастрофически не хватает, по самым смелым подсчётам её хватит дай бог на месяц. А без крови прилично выглядящие и причёсанные граждане тут же начинают обрастать язвами и фурункулами, стремительно лысеть и вообще терять нормальный человеческий облик. Главный герой фильма – биолог, выводящий в лабораториях кровезаменитель, – неожиданно встречает сопротивление из настоящих, живых людей, предводитель которых однажды случайно излечился о вампиризма и теперь всеми силами пытается воспроизвести этот процесс искусственно, дабы излечить изрядно овампирившее человечество. Только вот упыри не хотят лечиться. Что – опять променивать вечную жизнь, хование ночью по тёмным углам, практически наркологическую зависимость от крови на сияющее солнышко, пиццу и кока-колу? Разумеется, нет. Поэтому на сопротивление ведётся яростная охота. А поскольку доктур примкнул к ним, ему этой участи тоже не избежать. А параллельно ему надо спасти всё человечество, которое совсем скоро загнётся к чёртовой бабушке.
Честно говоря, от фильма с подобным сюжетом не ожидал ничего хорошего с самого начала. Все эти смертоносные вирусы, вырвавшиеся на свободу и изничтожившие человечество, обрыдли уже до такой степени, что как правило блевать начинаешь задолго до. Однако, данную картину усиленно хвалили практически все журнальные издания, которым я доверяю (хотя и не целиком), плюс в картине были задействованы добротные артисты Уильем Дэфо и Сэм Нил, а также мне практически не известный Итан Хоук. То есть я в курсе, что есть такой вот актёр и что он достаточно известен, но как ни странно, ни одного виденного с ним фильма припомнить не могу. Как оказалось, хотя фильм достаточно мало бюджетный и снят практически не известными постановщиками, картина эта на редкость добротная. Главным образом, благодаря сюжету. Режиссёры сделали один маленький шажок, который в корне изменил стандартные условия вампирского боевика: они просто-напросто поменяли людей и вампиров местами. Впрочем, это не значит, что фильм отличается от сонма коллег только этим, совсем нет. На самом деле в ленте множество совсем неглупых рассуждений, оригинальных поворотов сюжета, весьма бодренький экшен, а главное – нет никаких слюнявых хэппи эндов. И хотя местами чётко видно, что денег режиссёрам было выделено мало, сильно радует, что каждую копеечку вложили с умом и в дело. Какие-то определённые натяжки в фильме без сомнения тоже присутствуют, но интересная идея и отличная игра актёров их затмевает полностью. Одно плохо: поскольку в России фильм прошёл более, чем скромно, издан он в весьма паршивеньком издании, где, ясен пень, нет ни оригинальной дорожки, ни субтитров (впрочем, хорошо, что отсутствуют и не отключаемые, что в наше неспокойное время тоже огромный плюс). А для фильма с актёрами навроде Дэфо это плохо.
4. «Парфюмер. История одного убийцы». Фильм представляет собой весьма точную экранизацию одноимённого романа Патрика Зюскинда. Роман штука весьма и весьма своеобразная, да и фильм, что называется, «не для всех». Кратенько излагаю сюжет. Однажды в самой гнусной клоаке Парижа XVIII века родился необычный мальчик, которого назвали Жан-Батист Гренуй (во взрослом варианте его играет Бен Уишоу). Дело в том, что хотя родился он среди непролазной вони продуктового рынка, а вокруг всё пахло далеко не розами, сам Жан-Батист не обладал никаким запахом. А вот улавливать мог напротив, их все. Причём не только улавливать, но ещё и подвергать тщательному анализу, говорить из чего данный запах состоит, плюс ко всему прочему он мог воссоздать любой хотя бы единожды уловленный в своей жизни аромат. Жан-Батист не был милым и симпатичным, но именно его жёсткость и умение изо всех сил цепляться за жизнь сослужило ему хорошую службу. Понятное дело, что с таким нюхом путь пареньку был только один – в парфюмеры, и вскоре он уже стал подмастерьем одного из самых знатных и известных в Париже мастеров изготовления духов. Но вот однажды Гренуй встретил служанку с ослепительно рыжими волосами и его настолько поразил её запах, что он поклялся себе воссоздать его во что бы то ни стало. Ради достижения своей цели он готов пойти на всё – даже не убийство.
Долгое время роман Патрика Зюскинда не брался экранизировать ни один из всемирно известных режиссёров. Точнее, пытались многие, но ещё на начальном этапе они понимали, что такое им не под силу. Почему? А потому, что в книге достаточно много пространства занимали описания разных запахов, причём описания эти были весьма подробными. А как это можно перенести на экран? Режиссёр Том Тыквер совершил практически невозможное: он мало того, что перенёс на плёнку практически все описанные Зюскиндом навороты, так ещё и сделал фильм весьма динамичным и нескучным. И если книгу перечитывать лично меня не тянет совершенно, то фильм пересматривать я буду точно. Врочем, тут главная причина в том, что я сгоряча купил бюджетное издание, а у нас фильм выходил ещё и с оригинальной дорожкой. А поскольку в фильме снимались такие роскошные актёры как Дастин Хоффман и Алан Рикман, смотреть это надо обязательно в оригинале, потому что дубляж у нас сваяли традиционно отвратительный. Да, вы всё правильно поняли, фильм мне понравился, хотя я вполне могу догнать почему некоторые плюются от него в три горла. Всю натуралистичность и отвратительность романа Тыквер сохранил, да и Гренуй герой прям скажем не шибко симпатичный. Но и тут Том сделал очень верный ход конём, пригласив играть Жана-Батиста Бена Уишоу, потому что тот показал Гренуя и не совершенно хорошим пареньком, которого все просто почему-то гнобят (что противоречило бы как событиям так и идее фильма), но и не совершенно отвратительным мерзавцем, упивающимся страданиями своих жертв. Просто Гренуй ко всему равнодушен. Он не делает различий между цветком, который надо сварить, дабы выжать из него тот самый восхитительный аромат, и человеком, с которым он проделывает тоже самое. Ясен перец, что это его ни в коей мере не оправдывает, но и не делает тупо очередным злодеем, ненавидящем род людской. Как сыграли Хоффман и Рикман, думаю, можно и не говорить – эти актёры халтурить не способны в принципе. В целом кино очень даже неплохое, я бы даже сказал хорошее, но для неподготовленного зрителя шокирующее. Поэтому смотреть или нет, пускай каждый определяет для себя сам.
5. «Остров проклятых». 50-е года ХХ века. На жутковатый остров в океане, на котором расположена лечебница для психически больных людей – в основном преступников разных мастей – приплывают двое агентов ФБР. На острове произошло странное событие – одна из пациенток загадочным образом исчезла прямо из своей палаты, которая была заперта на ключ. Следователи принимаются за дело и тут же всплывают различные жуткие загадки. То ли на острове проводят эксперименты над людьми, то ли тут правительственный заговор, то ли это вообще врата в ад. Перцу добавляет то, что один из следователей не совсем здоров, у него серьёзная психическая травма, а на острове такие условия, что поневоле засомневаешься и в себе, и своём рассудке.
На данный момент «Остров проклятых» последняя работа мэтра Мартина Скорсезе. Раньше у режиссёра был один любимый актёр – Роберт де Ниро. Но с некоторых пор этот пост занял Леонардо ди Каприо, с которым Скорсезе снял вот уже четвёртый фильм. Предыдущие работы Лёнчика и Мартина мне понраивлись не слишком. Лубочно-пафосные «Банды Нью-Йорка» полностью тащил на себе колосс по имени Дэниэл Дэй Льюис, а ди Каприо выполнял функцию рвотного порошка. «Авиатор» был значительно лучше, но полное равнодушие к личности Говарда Хьюза привело к тому, что фильм меня как-то не зацепил. «Отступников» (которые на самом деле «Усопшие») я вообще так и не посмотрел, поэтому судить о фильме не берусь. «Остров» представляет собой редкий для Скорсезе жанр – мистический триллер. Но как оказалось, мэтр чувствует себя в нём вполне уверенно. Атмосфера жуткого осторова создана – моё почтение! Сцены грозы – считаю, шедевр. Мрачные казематы и угрюмый персонал – очень круто получилось. Превосходен актёрский состав. Достаточно просто перечислить, что в картине заняты Лёнчик, Марк Руффало, Бен Кингсли, Макс фон Сюдов и Джеки Эрл Хейли в небольшой, но крайне эффектной роли. Дело только слегка подмачивает сценарий – чем там всё кончится ясно примерно с середины фильма, – но лично мне во время просмотра это ни сколько не мешало, настолько густая и зловещая у ленты атмосфера. И главное – ди Каприо сыграл очень и очень неплохо. На твёрдую четвёрку. Хотя достаточно похожая роль в недавнем «Начале», на мой взгляд, лучше. Если кратенько – отличный триллер, посмотрел с удовольствием.
6. «Паук». Как и предыдущие две, эта картина тоже является экранизацией – на этот раз романа канадского писателя Патрика МакГрата. В фильме рассказывается про не совсем здорового человека (его роль как всегда блистательно исполняет Ральф Файнс), который после долгого лечения в психиатрической клинике приезжает в родной город с целью вспомнить былые годы и разобраться что же произошло в его детстве. Мужчина всегда думал, что произшло следующее: его отец (Гэбриэл Бирн), работавший водопроводчиком, спутался с дешёвой проституткой весьма противного вида (Миранда Ричардсон) и убил мать тогда ещё мальчика, в которой он души не чаял (мать, что характерно, играет тоже Миранда Ричардсон). Однако, он начинает подозревать, что всё было не совсем так, а может даже и совсем не так. И может статься, что отголоски того убийства ещё достигнут нынешнего героя.
Фильм «Паук» был мною засмотрен ещё достаточно давно. Ровно тогда, когда я нашёл его в виде приложения к очередному выпуску журнала «Мир фантастики». Собственно, почему он там оказался не ясно до сих пор – ничего фантастического в фильме нет даже рядом, – но это совершенно не меняет того факта, что это потрясающе мощное кино. Снял его практически живой классик как канадской, так и вообще мировой режиссуры Дэвид Кроненберг. Повторяя слова Юрия Гладильщикова, Кроненберг преимущественно известен как исследователь физических мутаций человека, неизменно влекущих психические противоречия (см. «Муху», «Видеодром» и «Автокатастрофу»). В данном случае он исследует мутации душевные, не просто следуя букве оригинального романа (я его недавно прочёл и фильм тут же пересмотрел), а создавая полностью самобытное и глубокое произведение, которое, тем не менее, является ещё и отличной экранизацией. Конечно, некоторые детали Кроненберг то ли забыл показать, то ли специально опустил, дабы запутать зрителя (скорее всего второе), но некоторые моменты становятся яснее, когда прочтёшь первоисточник. Конечно, в картине есть некоторые малозначительные натяжки (их очень мало и они в буквальном смысле микроскопические), а закос с убийством матери ясен практически с самого начала. Но дело не в том, что Кроненберг снял (хотя это тоже важно), а в том, как он это сделал. Мрачная серая гамма фильма, неторопливые пролёты камеры, множество практически статичных кадров, роскошно-монструозные декорации (чего хотя бы стоит газовый завод) и без преувеличения гениальная игра актёров – вот то, что делает фильм шедевром. Ральф Файнс в этой картине не играет. Он в буквальном смысле проживает свою роль, каждый ньюанс которой выверен и отточен до совершенства. Достаточно просто посмотреть как он ходит (что особенно оценят люди, читавшие роман), говорит и пишет и всё становится ясно. Перед Мирандой Ричардсон стояла тоже весьма и весьма непростая задача – сыграть двух совершенно противоположных как по жизненным позициям, так и по поведению женщин. Одна из них – худенькая тихая домохозяйка, безропотно и стойко переносящая придирки мужа, его злобу и нежно любящая своего сына. Вторая – обрюзгшая стареющая проститутка, пьющая, курящая и ругающаяся самыми последними словами, которая что в новоиспечённом ухажёре, что в ребёнке видит исключительно сторонних людей, которые ей, в общем-то, до лампочки. И обе эти ипостаси она сыграла просто великолепно, ещё раз доказав, что для актрисы такого класса нет практически никаких преград. Гэбриэл Бирн же играет отца семейства. Персонаж этот тоже весьма и весьма интересный. С одной стороны – он любит свою жену и ничего не имеет против своего сына. Он даже пытается проявлять к нему чисто отцовские чувства. Но с другой – ему уже осточертела та жизнь, которую он ведёт, обрыдли эти серые будни и одинаковые выходные. И чтобы развеяться он в один прекрасный момент готов пойти на всё – даже на убийство. И Бирн всё это сыграл на твёрдую пятёрку. Разумеется, фильм этот – несмотря на кучу всевозможных кинематографических наград и весьма внушительные для подобного жанра сборы – свершенно не массовый. Рядовго зрителя, взрощенного на блокбастерах и романтических комедиях, этот фильм, снятый как бы «из глаз» психически неуравновешенного человека, вполне вероятно отпугнёт. Любителям остросюжетных триллеров тут тоже ловить нечего. Но те, кто подобное кино любит и ценит будет просто в восторге, что, собственно, и имеет место быть.
7. «Дом тысячи трупов». Наверняка каждый матёрый фанат ужастиков видел фильм 1974 года выпуска под названием «Техасская резня бензопилой» режиссёра Тоба Хупера. Те, кто не настолько крут, или кому просто лень искать, точно смотрели его римейк от Маркуса Ниспела. При чём тут, спрашиваете, «Дом»? Да при том, что данная картина известного рокера Роба Зомби это самая что ни на есть отвязная пародия на культовую картину. Смотрите сами. Семейка маньяков есть? Есть! Зловещие обряды и званные обеды имеются? А как же! Стрёмного вида уроды и старенький глава семейства? Они тут тоже есть. Компания малолетних идиотов, попавших не в то место и не в то время? Пожалуйста! Хозяин придорожного заведения, на самом деле повязанный с семейкой? Присутствует! При этом фильм снят с таким тщанием и вниманием к оригиналу, что на мой взгляд тут всё ясно с самого начала. Правда, юмор у Зомби весьма своеобразный и повёрнутый на кишках, кровище фонтанами, физических уродствах и тяжёлом роке, но лично я против такого юмора не имею ничего и практически весь фильм проржал в голос. На мой взгляд, одна из самых смешных и по-настоящему тупых комедий, виденных мною за последние годы. Правда, что критики, что зрители поняли юмор далеко не все и фильм получил массу уничижительных отзывов, а те, кому он понравился, почитают его в основном за самый настоящий хоррор. Я не знаю как фильм смотрится в дубляже (есть мнение, что плохо), но в оригинале это атомная комедия. Хотя, может, это у меня что-то не в порядке с головой, не знаю. С целью восполнить пробел в сознании и показать то, как этот фильм понял я, мною будет подготовлен правильный перевод.
2 Responses
[…] с Ральфом Файнсом (про последнего можно прочитать в обзоре фильмов за номером 2). Полным-полно и игр с соответствующим приёмом. Но вот […]
[…] шотландского актёра Лайама Канингема («Псы-войны», «Турнир», «Однажды в Ирландии»), но это тоже далеко не минус. […]